• Вт. Ноя 30th, 2021

МДОУ «‎Детский сад №37»

Отдел образования Администрации г.о. Шуя

Права ребенка

Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребёнкаребёнок — это лицо, не достигшее восемнадцати лет.
   На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей. Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».. а также Декларация прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году.
   На протяжении длительного времени для общества в целом была и остается актуальной задача  по искоренению преступности, по воспитанию человека, соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. Человека воспитывает семья, воспитательные учреждения, общество. Детское непослушание, нечестность и другие формы антиобщественного поведения являются важными указателями последующих правонарушений. Но не только в семье закладываются основы поведения человека. Большую роль в этом процессе играет система образования, как один из важнейших институтов социализации. Права детей сегодня стали «модной» темой. Однако это мало способствует изменению правовой культуры, которой Россия, к сожалению, не может похвастаться. Наша страна встала на путь становления правового государства, а в цивилизованном демократическом обществе права и интересы человека должны быть поставлены на первое место. Необходимым условием этого является информированность людей, знание ими своих прав и обязанностей. Благодаря правам человек получает возможность не только что- либо делать, действовать, но и требовать соблюдения своих прав. Воспитание ребенка в соответствии с требованиями общества – необходимая составляющая процесса подготовки человека к будущей активной жизни в обществе. Одним из компонентов этой составляющей является процесс правового воспитания, который реализуется в условиях дошкольного образовательного учреждения на протяжении всех лет обучения.
     Правовое воспитание — это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества. Воспитание основ правовой культуры детей в ДОУ осуществляется в соответствии с рядом педагогических принципов:
  • гуманитарно-пропедевтическим (процесс правового воспитания ребенка дошкольного возраста выполняет подготовительную по отношению к школьному образованию функцию, обеспечивая преемственность с такой гуманитарно-образовательной областью, как граждановедение; и закладывает первоначальную базу гуманитарного знания посредством ознакомления с историей человеческой цивилизации, многочисленностью и многообразием народностей, проживающих на Земле, с развитием труда человека, элементарными представлениями о возникновении и совершенствовании технического прогресса, нормах и правилах поведения в человеческом обществе);
  • содержательно-доминирующим (содержание работы по правовому воспитанию реализуется как в специально-организованных формах работы с детьми (занятия, беседы), так и свободной деятельности детей (игровой, трудовой и т.д.);
  • деятельностного и интеграционного подходов (праксиологический (деятельностный) подход — правовое воспитание должно осуществляться в разнообразных видах детской деятельности: познавательной, игровой, художественно-творческой, трудовой, музыкальной; интегративный подход предполагает, что правовое сознание и поведение детей нельзя формировать обособленно, отдельно от других форм сознания, он требует сочетания различных знаний об обществе, включая правовые, и использования доступных форм их донесения до ребенка. Кроме того, он предполагает комбинацию нескольких видов детской деятельности, например, речевой и изобразительной деятельности, художественной и конструктивной в рамках одного образовательного мероприятия);
  • включенности субъекта (предполагает «включенность» ребенка в образовательный процесс, когда накопление и обогащение социального опыта происходит путем полноправного участия дошкольника в событиях окружающего мира);
  • регионально-обусловленного содержания (принцип регионалъности обуславливает внесение в образовательный процесс социокультурных традиций и норм не только российского общества, но и своего региона. В процессе правового воспитания происходит знакомство детей с элементарной системой общественного устройства своего края, его знаменитыми гражданами, их вкладом в развитие нашего города);
  • открытости (предполагает использование разнообразных видов общения, совместный поиск истины путем выслушивания, взаимопринятия, взаимопонимание через организацию учебного диалога);
  • принцип взаимодействия педагогического коллектива с родителями своих воспитанников предполагает их активное участие в педагогическом процессе образовательного учреждения, просвещение их в области прав человека.
   В содержании воспитания правовой культуры дошкольников выделены следующие линии:
1. «Мои права и обязанности”;
2. «Моя страна”;
3. «Гражданин мира”.
Средствами формирования основ правовой культуры у дошкольников  являются:
1. Любая совместная деятельность, где необходимо согласовывать свою деятельность с действиями других детей. Это может быть игровая, образовательная, художественная, трудовая, двигательная деятельность, в которой детям необходимо согласовывать свои действия и поступки с действиями и поступками других членов детского коллектива. Каждый вид детской деятельности и, прежде всего игра, формирует у детей умения соподчинять свои интересы с интересами других, соотносить свои желания с желаниями других, принимать окружающих такими, какие они есть, и терпимо относиться к различиям людей, находить взаимовыгодные решения, добиваться общего результата.
2. Социокультурная среда,  окружающая  ребенка:- учреждения культуры: театры (драматические, кукольные, музыкальные), музеи (краеведческие, художественные, народного творчества); — учреждения социального назначения: больница, почта, аптека, ателье, промышленные и продуктовые магазины, кафе и т.п.;- административные учреждения: администрация, милиция, суды и т.д.- архитектурные, монументальные достопримечательности города (архитектурные ансамбли, памятники, здания), такие учреждения, которые являются своеобразной визитной карточкой города Тулы и делают его уникальным и неповторимым;- историко-культурные даты (государственные и региональные праздники, торжественные события, юбилеи в детском саду); — центральные и прилегающие к дошкольному учреждению улицы (краткая история их названия). Социокультурная среда города содействует обогащению восприимчивой детской души впечатлениями, развитию и поддержанию интереса к повседневной жизни, расширению кругозора, позволяет ребенку соотнести себя с окружающим миром, знакомит дошкольников с элементарными правами человека, помогает накапливать начальный нравственно- правовой опыт.
3. Художественные средства — художественная литература и фольклор (пестушки, заклички, поговорки, пословицы, загадки, сказки, легенды, былины, сказания); адаптированные для детей жизнеописания знаменитых граждан; современные литературные произведения; — изобразительное искусство (живопись, скульптура, архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство);- музыка (песни, оперетта, детская опера, мюзикл, танцы). Уникальность Российской культуры заключается в том, что она вобрала в себя самобытность культур разных народов в единой культуре России. Приобщаясь к ценностям культуры, особенно посредством произведений устного народного творчества, ребенок усваивает нравственно-правовые представления народов своей страны, имеет возможность сравнивать и приблизиться к пониманию единых общечеловеческих ценностей различных народов. Художественные средства обладают сверхмощным зарядом, который способствует глубокому погружению в историю и культуру своей страны, позволяет отследить преемственность российских поколений, взращивает начала понимания и взаимодействия в окружающем мире.
4. Средства массовой информации (СМИ). К компонентам этой группы относятся — телевидение, радио, периодические издания (газеты, журналы). Ценность этой группы средств заключается в предоставлении дошкольнику возможности самостоятельно получать и «добывать» информацию из различных источников, перерабатывать ее и использовать в общении с детьми и взрослыми.
   СМИ имеют возможность приобщать детей к правам и свободам человека, демонстрировать реальную правовую культуру общества и личности, ценностные модели поведения. Хотя в настоящее время СМИ оказывают и негативное воздействие на формирование правовой культуры личности, но грамотно организованный педагогический подход позволяет предотвратить последствия полученной ребенком негативной информации.

Нормативно-правовые акты по правам ребенка

Детям и родителям